Интерьер

Своими

Руками

Главная arrow Статьи arrow Августовский классицизм
Августовский классицизм
Время создания с 27 г. до Р.Х. по 14 г. после Р.Х.
Характерные черты стиля: Использование греческого ордера в декоративных целях. Облицовка стен цветным мрамором. Огромные позолоченные статуи. Коринфские декоративные полуколонны. Сглаженность индивидуальности, официозность, величественность
Характерные цвета: Золотой, белый, розовый, мраморный.
Характерные линии: Прямые. В орнаментах - растительный контур.
Характерные формы: Огромные величественные здания с колонадами. Портики. Греческий ордер декоративный.
Характерные элементы интерьера: Коринфские полуколонны и колонны, растительный орнамент, бюсты и статуи из мрамора, позолота.
Характерные конструкции: Колонны, обелиски, римские триумфальные арки, аркады
Характерные окна: Прямоугольный с полукруглым верхом. По сторонам небольшие полуколонны.
Характерные двери: Прямоугольный с полукруглым верхом. По сторонам небольшие полуколонны.

"Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным"
Гай Светоний Транквилл

 Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.). Император Октавиан был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, с 27 г. до н. э.- император Цезарь Август. После успешной борьбы за власть император объявил себя "принцепсом" (лат. princeps) - первым в сенатских списках. Поэтому этот период называется принципатом Августа. Император имел также звания Верховного жреца (Pontifex Maximus) и Отца отечества (Pater Patriae), он обожествлялся как "сын причисленного к лику богов Цезаря" и в римском народе всячески поддерживался культ Императора, хотя сам Август упорно называл себя "первым среди равных". Октавиан Август с юности отличался осторожностью и рассудительностью, его любимая поговорка: "Поспешай медленно". Он умел привлекать талантливых людей и гордился тем, что при нем храм Януса Квирина был заперт три раза, это означало отсутствие войн на всей территории Римской Империи. В Риме Август учредил культ божества мирного времени - Pax Augusta ("Августов Мир") и повелел построить на Марсовом поле беломраморный Алтарь Мира.

Величественно - значит красиво
"Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров". Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: "Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным". При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии. От своих приближенных "он требовал украшать город" и "воздвигать новые памятники, либо восстанавливать и улучшать старые". В архитектуре главным качеством стала декоративность. "Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромности неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности, копии с кариатид Афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14-метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса".

Из греков - в римляне
Именно в это время греческий ордер стал использоваться в римской архитектуре не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией была стена или аркада из кирпича и "римского бетона" (наполнителя из смеси гравия с цементом), а колонны, чаще полуколонны, приставлялись "для красоты". Типичный элемент подобной архитектурной композиции получил название "римской ячейки". Из всех ордеров римляне предпочитали наиболее пышный - коринфский. Инкрустация и облицовка стен стали непременным приемом; все здания облицовывались разноцветным мрамором изнутри и снаружи. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Светония. В качестве декора использовался не строгий геометризованный орнамент, как это было у греков, а натуральный растительный, в рельефе и росписи - подобный декор появится снова лишь полтысячелетия спустя, в эпоху Готики. В годы правления Августа, на основе конструкции этрусских ворот, был создан композиционный тип римской Триумфальной арки. Трехпролетная арка Августа была поставлена на Римском Форуме. В эти же годы был выстроен каменный театр Марцелла, внешняя стена которого, по принципу "римской ячейки", предвосхищала экстерьер Колизея. Завоевание римлянами Египта отразилось в сооружении в 12 г. до н. э. пирамиды Цестия, гробницы, в подражание египетским, сложенной из кирпича и туфа и облицованной белым мрамором. Повелением императора в Рим для украшения города привозились египетские обелиски. Один из них в 10 г. до н. э. был установлен в Большом цирке, другой - на Марсовом поле. Строились мосты, акведуки, дороги. В годы правления Августа работал создатель теории классической архитектуры Марк Витрувий Поллион, канонизировавший ордерную систему, автор знаменитой "Триады Витрувия": прочность, польза, красота (firmitas, utilitas, venustas). Свой трактат об архитектуре, в десяти книгах (18-16 гг. до н. э.), Витрувий посвятил Августу. Развитие скульптуры проходило под знаком канонизации достижений эллинской классики V в. до н. э. (см. Перикла Век), хотя внешне демонстрировались черты обновления. Это были годы расцвета неоаттической школы, мастера которой по заказам римских патрициев повторяли и варьировали знаменитые статуи древности. В искусстве скульптурного портрета "исчезала чувственность эллинистических образов", ее сменял "классицизм с рационалистичностью", вместо естественности и непринужденности "усиливались ноты официальности... В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Эта норма особенно отчетливо видна в портретах самого Октавиана... Идеализация образа сказывается в портретах августовского классицизма... смягчением конструктивности форм, графической трактовкой складок, одежд, локонов волос, черт лица". Декоративные росписи в интерьерах домов демонстрировали те же качества: предпочтение плоскостности, орнаментальности, статичности, доминирование вертикали и горизонтали. Изысканный растительный орнамент - прототип ренессансного гротеска - был распространен на серебряных и бронзовых сосудах (см. Хильдесхайма кубок), в аретинской керамике.

А дело было в Августе...
Необычайной классичностью отличается знаменитая Портландская ваза из двуслойного стекла - шедевр августовского классицизма. На монетах, геммах тиражировались изображения Божественного Августа в образе Юпитера рядом с Венерой и Марсом, либо в окружении семьи. Все эти произведения демонстрируют черты академического Классицизма, отточенности и ясности форм. Много архитектурных памятников создавалось в римских провинциях. Таков знаменитый "Квадратный дом" в Ниже, храм типа псевдопериптера. Искусство становилось государственной деятельностью. Время как бы останавливалось. Обращение к эллинизму сочеталось с стремлением к монументальности, чистоте стиля.
Историк Ж. Ле Гофф назвал время Августа "шедевром консерватизма". Император сам занимался литературой, писал трагедии, сочинял эпиграммы. Его другом и советчиком был Гай Цильний Меценат (между 74 и 64 гг. до н. э.- 8 г. н. э.), имя которого стало нарицательным. Литературному кружку Мецената покровительствовал император, "направляя" деятельность римских поэтов, подсказывая им желаемые темы и идеи "для распространения в народе". В целом этот период развития римского искусства стал классическим образцом для последующей эпохи Юлиев, Клавдиев и Флавиев (сравн. античный классицизм). После кончины императора месяц его смерти был назван августом.

 

Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства

 
« Пред.   След. »

Краткие новости

<
     
 
Rambler's Top100